Причины ускоренного формирования рынка звукоизоляционных материалов.
Прошедший, 2012 год, можно характеризовать окончательным формированием рынка материалов для звукоизоляции. И это неспроста! Всегда с ростом благосостояния растут потребности и забота о своём здоровье. Темп жизни сейчас таков, что для полноценного отдыха времени остаётся всё меньше и меньше. И это время многие уже не желают проводить в раздражении по поводу плохой звукоизоляции своего жилья. "Коммуналки" давно канули в лета. Поэтому мириться с тем, что благодаря плохой звукоизоляции своя, казалось бы, отдельная квартира, фактически превращается в коммунальную. Быть "участником" интимной жизни соседей уже решительно никто не хочет! Собственное здоровье, а также здоровье родных и близких, - это самое ценное, что есть у каждого человека!
Поэтому на первое место выдвигаются те звукоизоляционные материалы, которые действительно могут эффективно защитить от проникающего в квартиру бытового шума. Современный клиент, озаботившийся вопросами звукоизоляции, хочет приобрести что-то, гарантирующее решение задачи устройства надёжной и эффективной звукоизоляции. Но, при этом, под определением "эффективная звукоизоляция" такой думающий клиент понимает не только её звукоизоляционные качества! Прежде всего, его интересует площадь, которую он потеряет на устройстве звукоизоляции. И для него совсем неважно, будет ли эта потеря связана с устройством перегородок, обладающих надлежащими звукоизоляционными свойствами, или звукозащитных обшивок. Его интересует экономия и полезное использование площади, как наиболее дорогостоящей части любой недвижимости (жилья, офиса, жилого жома). К более подробному рассмотрению этой темы мы вернёмся во второй части.
Практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев цена на звукоизоляционный материал решающего значения не имеет. На фоне тех расходов, что клиент в наши дни тратит на приобретение жилплощади или офисного помещения, или на строительство индивидуального жилого дома, а также на весь комплекс ремонтно-отделочных работ, затраты на устройство звукоизоляции, включая затраты на самые дорогие звукоизоляционные материалы, буквально мизерные. Как правило они составляют не более 3-6% от всех затрат на ремонтно-отделочные работы и инженерное оснащение. А если ещё приплюсовать затраты на приобретение "квадратных метров", мебели, светильников, штор, бытовой техники и т.д., то стоимость устройства звукоизоляции покажутся просто ничтожными.
Так что современному клиенту не до экономии затрат на устройстве звукоизоляции! Главное, чтобы она была, при прочих равных условиях, как можно более тонкая. Помимо этого, учитывая не очень уж изначально большую высоту квартир, офисов и т.д., даже в элитных домах, клиенту не хочется сильно её уменьшать. Как многие говорят, "потолок давит".
В связи с возрастающим спросом на звукоизоляционные материалы, появилось и много предложений. "Найди потребность и удовлетвори её!". Эта крылатая фраза принадлежит известному американскому психологу, писателю, педагогу, бизнесмену Дейлу Б. Карнеги, которую он сказал, когда его спросили, как организовать своё дело (бизнес).
Но не всё так просто. Особенно у нас в России. Появились не только честные предприниматели. Очень много и не добросовестных людей "пасётся" на ниве звукоизоляции, пользуясь тем, что эта тема достаточно сложная. Мало ещё образованных менеджеров, способных доходчиво и непредвзято разъяснить клиенту преимущества и недостатки тех или иных звукоизоляционных материалов. Вот и плодятся, как грибы, фирмы, занимающиеся этим бизнесом, предлагающие клиентам всё что угодно в качестве "единственного решения Ваших проблем звукоизоляции"
Кроме того, появился новый вид бизнеса. Назовём его мягко - "научное обоснование бесспорных преимуществ" товаров. Постараемся уберечь читателей от этого вида изощрённого бизнеса и связанной с ним рекламы.
Герменевтика звукоизоляции.
Во все времена умные и образованные люди были востребованы. В особенности те, кто мог "без особого греха" толковать законы или природные явления. Отсюда и пошла русская пословица: "Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло". Она обозначает, что умный и хитрый человек всегда может истолковать и применить закон так, как ему выгодно. Например, этим во все времена отличались хорошие адвокаты.
В наше время появились толкователи "от науки". Обладая обширными знаниями, они с лёгкостью могут в самом выгодном свете в пользу какой-то компании, группы компаний, концерна и т.д. (зависит от уровня "толкователя" и его научных регалий), выпускающих тот или иной материал, истолковать научные закономерности с целью "научно обоснованного" продвижения на рынок продукции таких фирм. В особенности это касается тех областей знаний, которые востребованы всеми слоями населения, а значит и бизнесом. Это, прежде всего, строительство, фармацевтика, медицина и т.д.
Получается убедительно и, что самое главное, выгодно со всех точек зрения. Образовалась целая отрасль бизнеса, в которой успешно функционируют множество людей, начиная от тех, кто пишет статьи и тексты для продвижения сайтов, заботясь только о наличии в них "ключевых слов", и кончая титулованными учёными, которые обслуживают целые бизнес сообщества, где "крутятся" огромные деньги. Порой они и сами занимаются практическим делом (бизнесом), связанным с их научной деятельностью.
Наука о звукоизоляции - рай для такого рода деятельности. В ней не только обычный клиент, занимающийся ремонтом или отделкой своей квартиры, офиса, дома и т.д., ничего не понимает, но и маститые строители мало что смыслят. Как в таких случаях принято говорить: "В ней сам Чёрт ногу сломит!". Как тут не заняться "ловлей рыбки в мутной воде". И чем больше авторитет у таких комментаторов, тем безапелляционнее они могут действовать. Всё, что ни скажут или не напишут, всё одни только аксиомы! Ой, как много конкретных примеров деятельности таких "учёных от бизнеса" можно привести. Но, не будем!.. Пощадим их самолюбие.
Однако голословное утверждение ещё не есть доказательство! Поэтому приведём и подробно обсудим один реальный пример "научного обоснования бесспорных преимуществ" известного материала, широко рекламируемого для применения в звукоизолирующих конструкциях, который мы взяли буквально из самого ближайшего прошлого.
Шума нет - «панацея» от всех бед!?
В конце прошлого года, в журнале «Строительные технологии» 6-7 (89-90)/2012 была напечатана статья Материалы для дополнительной звукоизоляции. Сравнительный тест (авторы А.Боганик и Д.Шмаков), далее "статья", в которой подробно и скрупулёзно сопоставляются и поясняются «частотные» графики звукоизолирующей способности звукоизолирующих обшивок, составленные по результатам где-то сделанных лабораторных испытаний. Как сказано в статье, "конструкции, отобранные для исследования, фактически отличаются только устройством обшивочного слоя" поэтому "для корректности эксперимента во всех случаях использовался один тип каркаса, а также материал, для заполнения внутреннего пространства облицовок".
Интересно отметить, что «внутреннее пространство каркаса (50 мм) заполнялось звукопоглощающей плитой Шуманет-ск-ЭКО». К этому обстоятельству мы ещё вернёмся.
«Таким образом», далее написано в статье, в ходе испытаний были исследованы следующие варианты обшивок:
- стандартная обшивка, состоящая из двух листов влагостойкого гипсокартона (ГКЛ) толщиной по 12,5 мм;
- два листа ГКЛ (по 12.5 мм каждый) с промежуточным слоем специального вязкого клея "Green Glue" (США) толщиной около 1 мм, нанесенным по инструкции компании-производителя;
- те же два листа ГКЛ с самоклеящейся мембраной «Tecsound 70» (Texsa, Испания) толщиной 3.8 мм (7 кг/м2) между ними;
- листовой материал «PhoneStar» («Вольф Бавария», Россия) толщиной 12 мм (20.4 кг/м) + лист ГКЛ 12.5 мм по инструкции компании-производителя;
- два листа ГКЛ 12.5 мм, между которыми размещен гипсоволокнистый лист (ГВЛ) толщиной 10 мм (11.4 кг/м2)".
Информация к размышлению о «самой лучшей дополнительной звукоизоляции»
Размышляя над «Заключением», которое мы кратко изложили в предыдущем разделе, как-то не очень верится в достоверность графических данных, приведённых в статье. Уж очень искусственно, не натурально они выглядят. А ведь вся концепция статьи построена именно на сравнении графических данных.
Мы обещали вернуться к вопросу об «одинаковости» формы графиков, т.к. уж слишком явно они похожи друг на друга, как «близнецы-братья»! В чём причина такой «схожести»?
Весьма странным и настораживающим является также и то обстоятельство, что в статье ничего конкретного не сказано о том, где, когда и кто проводил измерения, по результатам которых построены эти графики. Обладала ли эта мифическая лаборатория соответствующим правом (аккредитацией) на проведение испытаний и необходимыми условиями?
Ответы на эти вопросы крайне важны, т.к. авторы статьи делают однозначное "Заключение", фактически ставящее под сомнение не только законность деятельности многих очень уважаемых российских торгово-производственных компаний, предлагающих потребителю новые современные материалы и конструктивные решения для звукоизоляции, но и производителей этих материалов.
Для своих нападок авторы статьи выбрали следующие весьма распространённые и великолепно зарекомендовавшие себя как за рубежом, так и у нас в стране материалы:
- "Green Glue" - вязкоупругий компаунд (США).
- "Tecsound 70" - полимерная мембрана толщиной 3.8 мм (Texsa, Испания).
- "PhoneStar" - плита толщиной 12 мм из многослойного картона с минеральным заполнителем производства компании Wolf Bavaria Gmbh (Германия) и её дочернего предприятия ООО "Вольф Бавария (Россия).
Интересно почему? Ведь эти материалы, используемые для звукоизоляции, не какие-то там продукты "коленочного" производства. Их выпускают большие, серьёзные и весьма оснащённые предприятия. Они прошли за рубежом всесторонние испытания и имеют по результатам этих испытаний соответствующие зарубежные сертификаты. Пусть не российского образца. Но всё-таки имеют! Кроме того они нашли своё успешное реальное применение на очень многих уникальных объектах и прекрасно себя зарекомендовали.
Например, звукоизоляционные системы Фонстар в 2007 и 2011 годах были удостоены Государственной премии Германии "За выдающиеся инновационные достижения в строительных технологиях". А о том, чтобы ЗИПС и Шуманет были удостоены аналогичной премией, нам, по крайней мере, ничего не известно!
Авторы же статьи, ссылаясь на результаты каких-то "подпольных" испытаний, предприняли совершенно недвусмысленную попытку очернить указанные материалы в глазах потребителя. Для таких утверждений недостаточно одних только регалий авторов (профессор, доктор наук и т.д.). Нужно что-то более аргументированное.
Вот несколько дословных выдержек из указанной статьи, в которых мы выделили "крепкие" слова и выражения, которые, как следует из общей направленности статьи, относятся именно к производителям, продавцам и к самим указанным материалам:
- «Каждый день приходит информация о нескольких новых производителях и брендах. Более того: на этом рынке уже появились свои жулики и аферисты…».
- И, само собой разумеется, огромное количество специальных материалов, гордо именующихся звукоизоляционными, поступает в нашу страну из-за рубежа, поскольку на фоне затянувшегося мирового кризиса российский рынок представляется многим европейским и американским компаниям удачным местом для сбыта своей продукции. В итоге на голову потребителя, только что на собственном горьком опыте убедившемся, что пробка - не самое лучшее решение проблемы шума от соседей, сваливается громадное количество предложений. Новые материалы, снабженные красивыми графиками и международными патентами, зачастую обладают весьма таинственными свойствами, но всегда неизменно высокой звукоизоляцией. Таким образом, на рынке плечом к плечу стоят как известные компании с серьезной репутацией, так и инвестиционные проекты, призванные получить быстрые деньги на росте интереса к данной тематике»
- «Исследованию звукоизолирующих свойств некоторых из них посвящена настоящая статья».